Совсем недавно состоялась первая выставка «Бьемся за фарфор», организованная «Агентством развития Сысерти» в рамках экспериментальной лаборатории «Антихрупкость».
Задача проекта – переосмыслить культурное наследие некогда легендарного завода фарфора Сысерти и вдохнуть в него новую жизнь. К слову «Антихрупкость» – второй успешный кейс «Агентства развития Сысерти». Первый– культовый проект «Лето на заводе» позволил превратить руины железоделательного завода в креативный дизайнерский кластер с культурной программой, лекториями, арт-резиденциями и эффектными маркетами, являющийся точкой притяжения для тех, кто увлечен историко-культурным ДНК русского народа.
«Бьемся за фарфор» – первая выставка, где Екатерина Елизарова выступила в новой для себя роли куратора. Имя Екатерины Елизаровой уже более 10 лет является синонимом нового подхода к предметному, интерьерному и коллекционному дизайну.
Амбициозные производители и крупнейшие игроки рынка обращаются именно к ней за разработкой концепта и воплощением в жизнь грандиозных авторских коллекций. Екатерина создает коммерчески успешные проекты компаниям по всему миру – от Милана до Сингапура, это первый дизайнер в России приглашенный для создания коллекций всемирно – известных брендов: Smania, Urban Fabric Rugs, Matlight Milano, Capital Collection, Junior Monarch и др., а также единственный представитель России, выбранный голландским фондом Global Arts Affair для участия в выставке “Предметы дизайна, как предметы искусства” в рамках 57 Венецианской Биеннале.
Летом 2023 года экспериментальный проект-лаборатория «Антихрупкость» инициировали два заезда арт-резиденций, когда на протяжении двух недель художники и дизайнеры со всей России не только жили в городе Сысерть, изучая особенности работы с фарфором, но и самостоятельно создавали уникальные произведения современного искусства из фарфора, вдохновляясь эстетикой народных художественных промыслов. Екатерина Елизарова стала одним из авторов двух заездов, в основе ее работ – историческая форма кружек завода Сысерти, решенная в минималистичном черно-белом дизайне.
«В ходе арт-резиденций художники давали старым и знакомым объектам новые функции. Например, художница из Москвы Ксюша Федя, работающая с темой светских алтарей, выбрала традиционную форму завода 60х годов „Хозяйка медной горы“ и превратила ее в подставку под благовония. А другой автор Иван Егоров обратился к переосмыслению традиционной Уральской домовой росписи, которую с 60х годов начали использовать на фарфоровой посуде. Иван сделал свою версию Уральской розы или «розы-ругозы» видоизменив народный орнамент.
Другим направлением работы художников была работа с браком. Так появились фарфоровые трансформеры Кати Алимовой, собранные из существующих осколков разной продукции Фарфора Сысерти. Это отсылает зрителя к важной теме: фарфоровое производство сложный технологический процесс, где порядка 40% изделий на разных этапах идут в брак.
И еще одним направлением стало создание абсолютно новых форм, и в рамках проекта „Антихрупкость“ художник Данил Карамушкин собрал 3D-принтер, который печатал разные изделия из фарфора»
рассказала Алина Рахматулина, соавтор, арт-директор проекта «Антихрупкость».
В рамках кураторства выставки «Бьемся за фарфор» перед Екатериной Елизаровой встала непростая задача: объединить в одном открытом пространстве несколько различных функциональных зон. Особое внимание Екатерина уделила истории завода, культовым и современным изделиям, а также принципиальным особенностям работы с фарфором.
Вдохновляясь приближающимися Новым годом и Рождеством, организаторы выставки представили вниманию гостей два варианта сервировки праздничных столов: готическая, графитово-черная, в которой задействованы уникальными экспонаты проекта «Антихрупкость», а также полностью белая с использованием легендарных изделий фарфорового завода Сысерти.
Основная часть выставки – результат работы двух арт-резиденций, а это более 300 экспонатов, демонстрация которых требует соответствующего пространства и четко расставленных акцентов. Ну а кроме того, на территории выставки удалось реализовать полноценный маркет, представив экспонаты на продажу, с целью популяризации проекта. Важно отметить, что Екатерине Елизаровой удалось создать формат, при котором подобный, достаточно сложный, концепт выставки выглядит уместно, а все зоны максимально сочетаются друг с другом, образуя единую экосистему, подчеркивая масштаб, многогранность и глубину ключевой идеи.
Важно отметить, что выставка была организована в кратчайшие сроки, благодаря слаженной работе команды настоящих профессионалов. Кстати, это еще одна особенность проекта: объединение лучших представителей творческих отраслей: мастеров графического дизайна, потрясающих декораторов, экспертов из «Elizarova Design Studio» и специалистов «Антихрупкости», для каждого из которых участие в подготовке выставки – важная миссия. Синергия и чувство сопричастности к столь значимому проекту, талант, опыт и уникальные знания этих людей позволили творить вне границ и форматов, создавая нечто принципиально новое на базе богатейшего культурного наследия, внося, тем самым, огромный вклад в наше общее будущее, наделенное смыслами вне времени.
Необычным стал не только концепт выставки, разработанной Екатериной Елизаровой для проекта «Антихрупкость», но и организация церемонии ее открытия, проходившая с 22.00 до 2 часов ночи. Приглашенных гостей ждал авторский перфоманс «Фарфоровый сад», невероятные инсталляции и презентация проекта с использованием оригинальных звуков завода Сысерти, демонстрация традиционных фарфоровых форм, созданных на производстве и ставших легендарными, а также удивительные коктейли, который подавались в фарфоре. Таким образом, антураж, продуманный до мелочей, инициировал полное погружение посетителей в определенную атмосферу, способствующую смене ценностных парадигм в отношении дарованного нам культурного наследия, обладать которым – настоящая интеллектуальная роскошь.
«Бьемся за фарфор» – не просто выставка, это проект, наделенный своей философией, это история обращения к нашему культурному коду, а также успешный опыт взаимодействия с народно-художественными промыслами. Екатерина Елизарова, впервые выступив в роли куратора, смогла привнести свой колоссальный опыт международной работы в организацию процесса, определив в качестве источника вдохновения русскую культуру. Именно такой подход, творческий и инновационный, дает искушенному зрителю уникальную возможность переосмыслить происходящие культурные трансформации, налаживая, тем самым, нерушимую связь между прошлым и будущим, связь, над которой не властно время.