Гостиная — одно из самых многофункциональных помещений в доме. Эта комната может включать места для приёма гостей или семейного отдыха, зону телепросмотра, уголок для чтения, рабочий кабинет или даже мини-спальню.
В идеале каждая из этих зон должна иметь собственные светильники, поэтому систему освещения в зале стараются продумать заранее, учитывая расположение розеток и общее количество приборов.
Естественный свет
Освещение в гостиной должно учитывать не только её вид в тёмное время суток — внимание уделяют и тому, сколько света проникает в окна зала за день. Увеличить дневную освещённость гостиной можно и без помощи дополнительных приборов.
Комната будет казаться значительно светлее и больше, если использовать для её оформления оттенки белого или цвета пастельной гаммы, убрать с подоконников лишние предметы, повесить на окна лёгкие занавески, а также увеличить число отражающих поверхностей — от зеркал до глянцевых мебельных фасадов.
С их количеством важно не перестараться — если зал и так выходит на солнечную сторону и имеет большие окна, блики на поверхностях и слепящие яркие лучи могут утомлять. Выходом станут шторы с регулированием светового потока, кроме того, в интерьере подобной гостиной можно позволить себе более тёмные цвета. Зеркала при этом рекомендуется размещать дальше от окон.
Типы искусственного освещения гостиной
Искусственное освещение в гостиной, как и в других комнатах, делится на несколько групп:
- Основное — отвечающее за общее освещение в комнате. Свет здесь должен быть рассеянным и не ослепляющим;
- Локальное (либо целевое) — приборы здесь подбираются под конкретные задачи каждой зоны, обеспечивая их направленным в нужную сторону светом;
- Точечное (акцентное) — эта группа светильников может отвечать за общую декоративность интерьера и выделение его отдельных частей.
Комбинация светильников разных групп помогает добиться наиболее удачного светового решения для каждой части комнаты. Не лишними здесь могут оказаться и приборы с диммерами, позволяющими регулировать интенсивность свечения ламп.
Основное освещение в гостиной
Общий свет в гостиной чаще всего используют, если большая часть комнаты отведена для мягкого уголка, где принимают гостей или с удобством проводят время всей семьёй, для чего гостиная должна быть хорошо освещена целиком. За такое освещение чаще отвечает центральная люстра или несколько подвесных светильников.
Размеры и внешний вид центрального светильника зависят как от размеров гостиной, так и от её общего стиля. Люстру можно повесить как строго по центру комнаты, так и сделать её центральной точкой самой крупной зоны — например, над обеденным столом (если гостиная включает столовую).
Сама люстра может представлять собой классическую модель с подвесками (такие изделия способны вписаться в разные стили от полноценной классики до современности), лаконичный современный прибор с возможностью менять направленность или расцветку лучей и пр.
Высоту люстры и её размер рассчитывают, исходя из высоты потолков и общего метража гостиной. Крохотный плоский светильник в огромном зале будет смотреться так же неуместно, как многоярусная подвесная люстра в тесной комнате.
Чтобы никто не задевал люстру головой, в проходном месте маленькой гостиной с невысокими потолками высота её размещения должна составлять не менее 2,1 м. Приборы, висящие прямо над столами, допустимо опускать немного ниже: расстояние до столешницы может составлять около 75-85 см. Чем больше будет стол, тем выше рекомендуется поднимать лампу.
Локальный свет
Светильники этой группы отвечают за подсветку отдельных, менее крупных зон и чаще всего располагаются уже не на потолке. К примеру, место для чтения, где находятся стул, кресло или небольшой кофейный столик, можно оборудовать бра или лампой с регулирующимся углом наклона. Настольная лампа не будет лишней, если в гостиной находится место для учёбы или работы.
Место для отдыха может включать торшер и пр. Зону просмотра телевизора стараются оформить с помощью рассеянного мягкого света, направленного в сторону экрана. Если в гостиной присутствует камин (полноценный или стилизованный), можно установить на каминную полку прибор, имитирующий подсвечник.
Хотя выбор тех или иных приборов и мест их расположения остаётся индивидуальным, светильники этой группы также имеют собственные технические рекомендации. Так от нижней границы абажура торшера до пола должно оставаться около 120-130 см, а стандартная высота монтажа бра в гостиной составляет от 150 до 180 см.
Декоративная подсветка
В качестве основного света такие светильники не используются — они предназначены для акцентирования внимания на отдельных частях интерьера. Вторая их задача — дополнительная подсветка наиболее тёмных участков, недостаточно охваченных приборами предыдущих групп.
Точечные лампы можно закрепить по периметру крупной мебели, снабдить такой подсветкой нишу, картину на стене или предметы коллекционирования в шкафу-витрине. Светильники такого типа могут включать лампы-споты, способные менять направление светового потока. Благодаря этому можно не ограничиваться постоянной подсветкой лишь одной детали интерьера, а менять положение лучей по собственному усмотрению.
Как и в спальне, в гостиной можно использовать различные осветительные приборы, служащие украшением интерьера и делающие вид комнаты более сказочным или необычным. К примеру, любители музыки и танцев могут закрепить здесь диско-шар, создающий красивые блики, а мечтателям могут понравиться вращающаяся лампа-проектор, отбрасывающая фигурные тени, или потолок со светодиодами, стилизованными под звёздное небо.
Иногда декоративная подсветка гостиной охватывает не только саму комнату: этот приём актуален для владельцев частных домов, где окна зала выходят на сад. Дополнительные фонари, светильники и гирлянды для создания романтического настроения можно разместить на деревьях или на фасаде дома.
Как управлять светом в гостиной?
Многочисленные источники света, многие из которых имеют несколько опций, предполагают особый тип управления — интеллектуальный. Система контроля, охватывающая все приборы в комнате или их часть, значительно упростит задачу по выбору оптимального светового сценария на разные случаи жизни. Датчики движения или звука позволят включать нужный свет при входе в комнату, определённых хлопках или других сигналах, избавляя от необходимости в темноте искать на стене конкретный выключатель.
Если гостиная невелика и включает не слишком много разных приборов, пультом управления оснащают лишь центральную люстру или ограничиваются стандартными выключателями. Но все они должны располагаться в удобных доступных местах.
Примерное количество розеток, требуемых для подключения торшеров, бра, светодиодных лент и прочих электроприборов, стараются учесть ещё на стадии ремонта. Кроме того, сами приборы (в особенности торшеры и настенные лампы) не должны мешать перемещению по комнате или оказываться на местах расстановки мебели — последнее также касается розеток и выключателей, которые следует оставлять в зоне лёгкого доступа.
Сколько светильников нужно для гостиной?
По нормативам на 1 кв. м комнаты должно приходиться по светильнику мощностью в 10 Вт. Более тёмная гостиная может оказаться не слишком уютной, кроме того, недостаток освещённости вынудит напрягать глаза, что может кончиться проблемами со здоровьем.
Но и полностью заполнять комнату мощными светильниками не стоит — слишком яркий свет также приведёт к дискомфорту и будет затруднять процесс отдыха. На практике число светильников и их интенсивность напрямую зависят от размеров гостиной и задач, которые она выполняет.
- Для комнаты размеров до 25 кв.м обычно хватает одной основной люстры и нескольких дополняющих её светильников. Даже если владельцы гостиной обычно пользуются лишь люстрой, можно предусмотреть возможности для подключения 1-2 светильников на других уровнях;
- Более крупные помещения чаще всего делятся на две части, например, на зону отдыха и столовую. Каждую из этих зон можно снабдить собственной люстрой. Угловое помещение может предполагать три светильника: одинаковые или парные вместе с наиболее эффектным центральным прибором. Функции дополнительных люстр также могут выполнять точечные светильники или даже бра.
Число светильников может зависеть от цветовой гаммы гостиной. Так комната со светлыми стенами и мебелью не потребует столь активной подсветки, как гостиная, выдержанная в насыщенных и тёмных цветах, поглощающих световые лучи.
Хорошо, если используемые приборы будут способствовать корректировке возможных недостатков гостиной. В маленькой комнате стараются использовать накладные или точечные светильники или люстры небольших размеров. Подвесные модели закрепляют лишь над столами или другими подобными поверхностями.
Визуально расширить пространство можно с помощью подсветки по периметру комнаты или потолочной лампы с широким углом освещения. Зрительно приподнять потолок помогут светильники, направленные снизу вверх, а также чашевидные модели люстр (в отличие от вариантов с абажурами).
Свет для зонирования гостиной
Подсветка, выступающая в качестве зонирующего элемента, будет особенно уместна в больших гостиных и объединённых комнатах. В отличие от создания перегородок, подобное зрительное разделение пространства не нарушит целостности интерьера и не уменьшит визуальных размеров комнаты.
Зонирующий свет чаще всего располагается на границе смежных зон или выделяет по периметру тот или иной участок комнаты. К примеру, можно подчеркнуть светом многоуровневую конструкцию на потолке, расположенную над наиболее крупной зоной. Другое решение — охватить подсветкой периметр мебели, входящей в одну из функциональных групп.
В большой гостиной не обязательно создавать равномерное общее освещение, в этом случае свет здесь будет использоваться именно для условного деления комнаты на части, за которое будут отвечать приборы, сосредоточенные в каждой из зон.
Световое решение совмещённой гостиной
Если гостиная соединена с кухней, каждая из этих зон будет нуждаться в хорошем освещении.
- В зоне гостиной можно повесить красивую и более крупную люстру, разместив её над областью мягкого уголка или обеденного стола. В кухне более крупная подвесная модель может находиться над «островом», но основное внимание там уделяется подсветке рабочей зоны. Кроме того, для этой части гостиной лучше подойдут минималистичные приборы с возможностью регулировки, например, шинная система;
- Декоративная подсветка на кухне может быть практичной — примером служит освещение нижней части верхних шкафчиков, подчёркивающее формы мебели и озаряющее дополнительными лучами столешницу. Если второй мебельный ярус отсутствует, рабочую поверхность можно подсветить, установив светильники или ленту на 71-86 см выше неё.
Гостиная без потолочных светильников
Центральная люстра или россыпь точечных ламп на потолке порой кажутся единственным решением для большой комнаты, но порой в гостиной и вовсе отказываются от потолочных приборов в пользу многочисленных локальных светильников.
Такой ход можно встретить в американских интерьерах, и в некоторых ситуациях он может быть весьма оправдан:
- Без потолочного света комната становится более уютной и «камерной»;
- Такое решение можно реализовать в гостиной любого размера, независимо от её пропорций и прочих особенностей;
- Каждый светильник сам по себе будет способствовать зонированию помещения без дополнительных стараний по его зрительному разделению;
- Локальные светильники могут оставлять в тени неприглядные или проблемные зоны гостиной;
- Способ идеально подойдёт для комнат, где светильники на потолке по какой-либо причине разместить не удаётся, а также для съёмных квартир.
Главным минусом гостиной без основного освещения становится невозможность «умного» управления разрозненными приборами — каждую лампу придётся включать или выключать отдельно.
Распространённые ошибки в системе освещения гостиной
Определиться со световым решением гостиной без профессиональной помощи иногда бывает непросто. Неправильно распределённые по комнате светильники, а также их избыток или недостаток способны сделать помещение менее удобным и даже плохо отразиться на привлекательности интерьера в вечернее время.
- План освещения комнаты разрабатывают ещё до начала ремонта, стараясь спланировать все возможные световые сценарии, а также расположение мебели и техники. От этого зависят особенности расположения проводки, розеток и выключателей. Кроме того, монтаж точечных ламп осуществляется до установки натяжных или подвесных потолков. В противном случае ремонт гостиной придётся делать заново или пересматривать все свои задумки;
- В классической гостиной расположение светильников должно быть симметричным, иначе они рискуют нарушить всю концепцию стиля;
- Чтобы комната освещалась равномерно, свет центральной люстры должен распространяться во все стороны от прибора;
- Не стоит располагать бра в непосредственной близости от телевизора — блики на экране будут мешать просмотру;
- Чрезмерная увлечённость точечной подсветкой на потолке заставит его казаться дырявым, обычно такими светильниками снабжают лишь рабочие уголки комнаты — зону кабинета или кухни;
- В зале могут присутствовать необычные и оригинальные светильники, но не стоит сочетать их с другим активным и выразительным декором, чтобы подобные вещи не затмевали друг друга. Чем больше в гостиной будет интересных и привлекающих внимание предметов, тем менее приметными могут быть светильники, и наоборот;
- Используемые лампы не должны значительно изменять оттенки составляющих интерьера, иначе это может нарушить продуманную цветовую гамму, буквально представив вещи в невыгодном для них свете. К примеру, в холодном свете отделка в тёплых тонах может казаться желтоватой. Для жилых комнат (в том числе для гостиной) стараются применять тёплый свет, способствующий расслаблению и более приятный для глаз. Нейтральная белая или холодная подсветка будет уместна лишь в рабочих зонах комнаты в качестве дополнительного освещения;
- Если в гостиной решили подсветить зеркало, важно освещать не саму зеркальную поверхность, а тех, кто в неё смотрится. Для этого используют рассеивающие свет светильники, расположенные по периметру или по бокам от самого зеркала;
- Дизайн светильников в комнате не обязан быть единым, но все приборы должны сочетаться между собой. Кроме того, если сходные люстра и бра могут отлично смотреться в паре с отличающихся от них торшером, более трёх различных по стилю приборов уже рискуют выглядеть неуместно.
Ещё одной распространённой ошибкой становится неправильный подход к выбору осветительных приборов. Хотя внешне лампы могут идеально вписываться в концепцию интерьера, на практике их свет может падать в другую сторону от желаемой или охватывать меньше площади, чем задумывалось. Из-за этого такие приборы приходится менять или совмещать с другими, усложняя всю систему подсветки комнаты. Перед покупкой рекомендуется оценить мощность светильника, направленность его лучей, особенности монтажа и используемых ламп и пр.
Залитая светом гостиная смотрится гостеприимно и уютно, поэтому при оформлении этой комнаты важно учитывать как дневное освещение, так и систему подсветки, не впадая в крайности и предусматривая различные возможности для подсветки. Основные приборы с несколькими опциями в маленькой комнате или продуманная многоуровневая система в большом зале — важно, чтобы пользоваться выбранными осветительными приборами было удобно, и все они выполняли возложенные на них задачи.