Продуманные до мелочей, комфортные и технологичные интерьеры в жилье премиум-сегмента завоевывают все больше поклонников. А, поскольку японская архитектура и дизайн базируются именно на этих трех постулатах, не избежала растущей популярности и она. При этом вместо имитации западной эстетики, дизайн в Японии совершенствуется за счет глубокой связи с природой, и органичном вплетении в эту связь цифровых технологий.
Архитектура Японии не просто так является одной из самых узнаваемых в мире. Несколько принципов в ее основе помогают создавать уникальный единый стиль сооружений в стране и делают их безопасными и комфортными. Выделим интересные особенности японской архитектуры:
В основе – безопасность
Одна из актуальных проблем региона — частые землетрясения и тайфуны. А потому такая характеристика, как сейсмоустойчивость зданий для архитекторов является ключевой. В Японии государство установило четкие нормы по строительству для крупных строительных фирм и частных организаций. Вес конструкции должен распределяться равномерно, а само здание должно быть симметричным.
Большую устойчивость постройкам придают зонирующие антисейсмические швы. Благодаря такому подходу все высотки в Токио в последние годы возводили в форме прямоугольника, квадрата, круга или многоугольника. В проектировании используют компьютерное моделирование и современные технологии строительства, как подушки и ролики в фундаменте. Ни одно из таких зданий не пострадало от сильных землетрясений.
К примеру, основатели студии дизайна интерьера 24d-studio – Фумио Хиракава и Марина Топунова недавно создали проект House of Many Arches в городе Кобе в центральной части Японии. Для строения в таком сейсмоактивном районе ключевым решением для безопасности стали арочные стены. Они усилили существующую структуру здания, при этом создали свободное пространство и дополнительный источник естественного освещения со всех сторон.
Совершенство в простоте
Нагромождений предметов или фактур в японском интерьере просто не встретишь. В основе строений и организации пространства заложен принцип «kanso» — простота. Речь не только про материальные объекты, речь о простоте в душе. Местные архитекторы придерживаются принципа «чем проще, тем лучше» и умело сочетают простые формы с изысканными деталями, которые дополняют друг друга. «Увидеть то, в чем, кажется, ничего нет» — так выражается японский подход.
Один из ярких примеров простоты, соединенной с технологичностью – работы современного дизайнера Дайсукэ Китагава. Он успел поработать в разных сферах: от традиционных ремесел до разработок в области передовых технологий, новых материалов и брендинга города. Фирма Китагавы DESIGN FOR INDUSTRY с 2015 года производит лаконичные и разнообразные предметы мебели и интерьера в духе «удобных инноваций». Это долговечные интерактивные предметы, органично вписанные в повседневную жизнь. Это составные вазы из дерева и стекла, интерактивные зеркала, тонкие и прозрачные лампы. Очень многое здесь построено на линиях, фактуре материала, светлых или природных тонах.
Единение с природой
Созерцание, восхищение, воплощение в интерьерах: Япония – одна из немногих стран, которые сохранили уникальные отношения с окружающим миром: Все природные стихии в разных форматах отражены в архитектуре Японии, причем как в древнем периоде, так и в новом времени. Во многом причиной стали религиозные представления Японии — синто и присущему им культу одушевленной природы. Поэтому даже сейчас мир флоры и фауны соседствует с городскими джунглями Японии. В существующей архитектуре и ее конструктивистском развитии своем место в декоре пространств находят небольшие ландшафтные сады с прудами и камнями.
К примеру, в одном из творений архитектора Керри Хилла – отеле сети Aman на севере Киото воплощен традиционный и современный японский стиль. Здание как будто вживлено в ландшафт среди холмов и кленовых деревьев. Экстерьеры перекликаются с формами традиционных домов, а интерьеры похожи на рёканы. Мотив коры дерева воплощен на множестве деталей отеля: от узоров подушек или декоративной плитке, а тщательно продуманные текстуры дают более тонкое восприятие места.
Практичность и гармония форм
При глубокой эстетике на первое место японцы ставят все же комфорт и удобство застройки. Поэтому, как правило, девелоперы вместо точечных объектов проектируют целые районы, в которых все элементы гармонично взаимодействуют друг с другом. Традиционная простота форм и симметрия соседствуют с многочисленными современными технологиями и новыми материалами. На рынок недвижимости и дизайн влияет также особенности населения Японии: оно стареет. Поэтому здесь востребована специальная недвижимость без порогов, с большими лифтами для колясок, особыми ванными.
Во многом эталоном простоты и гармонии форм стали творения мебельщика Джорджа Накашимы, одного из ведущих новаторов дизайна мебели 20-го века. Его удивительные столы и стулья в традиционном японском стиле повторяют изгибы лоз и ветвей, множество тонких линий и изогнутых плоскостей одновременно эстетичны, удобны и комфортны. Сейчас Мира Накашима продолжает дело отца и производит мебель, максимально приближенную к чертежам Джорджа, при этом адаптируя их под нынешние реалии.
Использовать пространство нестандартно и с умом
С недвижимостью в Японии непростая ситуация: людей слишком много, свободной земли практически нет, а постоянные угрозы землетрясений вынуждают применять сложные антисейсмические технологии. Поэтому вместо дорогостоящих просторных домов и квартир местные жители чаще предпочитают миниатюрные апартаменты. Такие потенциальным покупателям могут показаться недостаточно комфортными, однако даже самые маленькие квартиры Японии имеют все удобства.
Дело – в организации пространства: Япония известна своими нестандартными архитектурными решениями. Проектировщик просто вынуждены придумывать всевозможные способы, чтобы использовать место по-максимуму. Например, первый этаж некоторых 4-этажных домов в Японии может занимать всего 16 квадратных метров при высоте здания в 9 метров.
Вторая жизнь и смыслы материалов
Современные японские дизайнеры также работают в двух векторах: изучают новые материалы, параллельно переосмысливая применение традиционных. Это часто дает интересные решения в интерьере, нестандартные сочетания и открытия. Такие можно увидеть, к примеру, на Парижской выставке Maison & Objet. В одной из номинаций – Rising Talent Craft, – отражены тенденции внимания к ручному труду и сохранению ремесленных традиций. И в 2022 году в ней отметили сразу несколько японских дизайнеров. Юри Химуро работает с многослойным текстилем, создавая плетения или прорезные узоры. Ржавчину и акриловую смолу превратил в искусство Юма Кано. А Баку Сакашита предлагает новый взгляд на традиционное освещение через свои светильники из бумаги, магнитов, стальной проволоки и светодиодов.